Технология Полного Усвоения
«Осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе обучения различными видами речевой деятельности по технологии полного усвоения».
Сызько В.С.
Авторское право сохранено. 2013г.
Изучая литературу о речевом развитии детей в младшем возрасте, наблюдая за становлением иноязычного речевого механизма у школьников (особенно начальной школы) я пришёл к выводу, что реально существуют стадии овладения языком, то есть каждый, кто хочет говорить на иностранном языке, должен пройти ступени овладения:
- Освоить фонетику;
- Освоить грамматические формы, запас лексики;
- Приобрести навыки употребления грамматических форм в речи;
- Свободно общаться по теме.
В этом случае особенно в начальном этапе обучения учащийся должен пройти натуральный этап овладения иностранным языком, как происходит овладение родным языком в раннем детстве:
«Осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе обучения различными видами речевой деятельности по технологии полного усвоения».
Сызько В.С.
Авторское право сохранено. 2013г.
I. Ступени обучения и деление учащихся на уровни
В ходе обучения английскому языку в школе я столкнулся с интересными психологическими явлениями в среде детей, когда закономерности становления речевого механизма учащихся позволили мне объективно подойти к выделению стадий овладения языком и осуществления дифференцированного подхода в обучении школьников английскому языку.
Традиционно современный школьный курс в Украине делится на четыре ступени обучения:
1.нулевая 1-2 классы.
2.начальная 3-4 классы.
3.средняя 5-9 классы.
4.старшая 10-11 класы.
Обучение английскому языку начинается уже в начальной школе, с первого класса, что позволяет выделить ещё одну ступень обучения - нулевую.
Осуществляя индивидуальный подход к учащимся следует учитывать уровень овладения учащимися английским языком:
- Объем усвоенного материала;
- Совершенствования речевых умений и навыков;
Знание учителем на каком уровне находится учащийся позволяет подходить к данному учащемуся индивидуально, составлять программу его обучения, добиваться освоения этим учащимся учебного материала в полном объёме.
Эти уровни можно классифицировать как:
1) Нулевой - отсутствие каких-либо навыков и умений;
2)Слабый уровень - имеется знание основ языка, но нет умений и навыков речевой деятельности.
3) Средний - в основном сформированы речевые навыки, но недостаточно обработаны.
4) Сильный - хорошие знания английского языка (цель обучения на этом уровне - обеспечить общение, приближающееся к свободному).
Дифференцированный подход в обучении учащихся английскому языку, (методические рекомендации)
Обучение дифференцировано по уровням владения учащимися английским языком, что способствует интенсификации обучения как в отношении объема усваиваемого материала, так и в отношении совершенствования речевых умений и навыков. Первый уровень определяется как нулевой, второй -как слабый, третий—как средний, а четвертый—как сильный.
Слабый уровень.
К слабому уровню относятся учащиеся, имеется знание основ ан языка, но еще не даны навыки и умения речевой деятельности. Обычно они понимают адаптированные тексты при чтении, но понимание речи на слух крайне затруднено. Учащиеся не владеют разговорной речью, обладают небольшим запасом слов (до 100 словарных единиц), произносительные навыки неустойчивы. Основное внимание в работе с данным контингентом должно быть уделено выработке речевых умений и навыков в разговоре на темы, данные в программе, расширению словарного запаса, выработке умений использовать знакомый языковой материал в речи.
Средний уровень.
У учащихся среднего уровня речевые навыки в основном сформированы, но недостаточно отработаны и активизированы. Обычно учащиеся среднего уровня изучали английский язык 2-3 года, понимают в большинстве случаев обращенные к ним вопросы и могут на них ответить. Они обладают произносительными навыками; понимание при чтении значительно лучше, чем при аудировании. Собственная речь бедна идиоматическими оборотами, устойчивыми словосочетаниями, мало используются синонимы. Ограничено владение разговорной речью.
В соответствии с особенностями владения языком учащимися среднего уровня основное внимание в работе с ними должно быть обращено на активизацию речевых навыков и умений, корректировку языковых знаний и навыков.
Сильный уровень.
Принадлежность учащихся к сильному уровню предполагает хорошее знание английского языка. Основная цель обучения этих учащихся обеспечить общение, приближающееся к свободному. Здесь основными формами развития навыков говорения и аудирования становятся учебные беседы, дискуссии. Широко используются слушание лекций, кинопросмотры, экскурсии, встречи, беседы, обсуждения, проводимые как в познавательном плане, так и в познавательном плане, так и в плане целенаправленного обогащения речи учащихся.
Дифференцированный подход в обучении учащихся английскому языку, (методические рекомендации)
Обучение дифференцировано по уровням владения учащимися английским языком, что способствует интенсификации обучения как в отношении объема усваиваемого материала, так и в отношении совершенствования речевых умений и навыков. Первый уровень определяется как нулевой, второй -как слабый, третий—как средний, а четвертый—как сильный.
Слабый уровень.
К слабому уровню относятся учащиеся, имеется знание основ ан языка, но еще не даны навыки и умения речевой деятельности. Обычно они понимают адаптированные тексты при чтении, но понимание речи на слух крайне затруднено. Учащиеся не владеют разговорной речью, обладают небольшим запасом слов (до 100 словарных единиц), произносительные навыки неустойчивы. Основное внимание в работе с данным контингентом должно быть уделено выработке речевых умений и навыков в разговоре на темы, данные в программе, расширению словарного запаса, выработке умений использовать знакомый языковой материал в речи.
Средний уровень.
У учащихся среднего уровня речевые навыки в основном сформированы, но недостаточно отработаны и активизированы. Обычно учащиеся среднего уровня изучали английский язык 2-3 года, понимают в большинстве случаев обращенные к ним вопросы и могут на них ответить. Они обладают произносительными навыками; понимание при чтении значительно лучше, чем при аудировании. Собственная речь бедна идиоматическими оборотами, устойчивыми словосочетаниями, мало используются синонимы. Ограничено владение разговорной речью.
В соответствии с особенностями владения языком учащимися среднего уровня основное внимание в работе с ними должно быть обращено на активизацию речевых навыков и умений, корректировку языковых знаний и навыков.
Сильный уровень.
Принадлежность учащихся к сильному уровню предполагает хорошее знание английского языка. Основная цель обучения этих учащихся обеспечить общение, приближающееся к свободному. Здесь основными формами развития навыков говорения и аудирования становятся учебные беседы, дискуссии. Широко используются слушание лекций, кинопросмотры, экскурсии, встречи, беседы, обсуждения, проводимые как в познавательном плане, так и в познавательном плане, так и в плане целенаправленного обогащения речи учащихся.
Классификация учащихся по уровням, определение на какой ступени они находятся позволяет определить пути работы с данным учеником, составлять индивидуальную программу обучения, делить единый классный речевой коллектив на группы, строить работу всего класса.
II. Становление механизма речи. Изучая литературу о речевом развитии детей в младшем возрасте, наблюдая за становлением иноязычного речевого механизма у школьников (особенно начальной школы) я пришёл к выводу, что реально существуют стадии овладения языком, то есть каждый, кто хочет говорить на иностранном языке, должен пройти ступени овладения:
- Освоить фонетику;
- Освоить грамматические формы, запас лексики;
- Приобрести навыки употребления грамматических форм в речи;
- Свободно общаться по теме.
В этом случае особенно в начальном этапе обучения учащийся должен пройти натуральный этап овладения иностранным языком, как происходит овладение родным языком в раннем детстве:
- адаптироваться к звуковым и интонационным особенностям иноязычной речи;
-слуховые образы должны создать психофизиологическую основу для образования артикуляторных (речедвигательных) ощущений;
-Свободная беседа, не имеющая жесткой регламентации, цель -приобщить к непринуждённому естественному обучению.
III. Периодизация курса обучения
- мотивированность и обращенность высказывания;
- естественная интонация;
- соответствие высказывания ситуации общения;
- эмоциональность речи, аргументированность.
Вышеназванные компоненты запуска механизма речи свидетельствуют о речевом поступке - непосредственный процесс обучения.
К концу начальной ступени обучения и переходного периода учащиеся 4-6 классов:
- полностью усвоили фонетический и лексический материал;
- имеют сформированные грамматические навыки;
- монологическое высказывание (свободное) составляет 8-15 предложений;
- диалогическое высказывание от 5 до 10 реплик по теме;
- чтение — 140 (минимум) до 210 слов в минуту;
- восприятие речи на слух от 15 до 20 предложений, различного типа с последующей записью на родном языке.
2. Вторая (средняя 7-9 классы) ступень обучения - пользование языковым материалом.
Цель:
1) Интенсивная тренировка и практика;
2) Закрепление и стабилизация минимального коммуникативного уровня;
3) Выход учащихся на уровень зрелой речевой компетенции.
Учащиеся 9-ых классов свободно высказываются по предложенной теме, владеют письменной речью, выполняют тесты, сдают экзамены по английскому языку.
3. Третья ступень (старшая 10-11 классы) - реализация зрелой речевой компетенции. Цель:
-слуховые образы должны создать психофизиологическую основу для образования артикуляторных (речедвигательных) ощущений;
-Свободная беседа, не имеющая жесткой регламентации, цель -приобщить к непринуждённому естественному обучению.
III. Периодизация курса обучения
1. Начальная ступень 1-4 классы (главная ступень - краеугольный камень всего последующего курса обучения в школе).
Главная цель начальной ступени обучения - запустить механизмы речи. Составные механизмы речи:
- сформированность фонетических и интонационных навыков
(отработка лексики при непосредственном контроле учителя);
- правильный выбор лексики и её грамматическое оформление;
- построение предложений;
Запуск механизма речи происходит не скрыто, медленно, плавно, а в виде качественного скачка - переход речевого механизма из статистического состояния в динамическое (ученик начал говорить). То есть переключение внимания ученика с языкового материала на содержание и коммуникативную цель.
Индикаторы свидетельствующие о запуске механизма речи. - мотивированность и обращенность высказывания;
- естественная интонация;
- соответствие высказывания ситуации общения;
- эмоциональность речи, аргументированность.
Вышеназванные компоненты запуска механизма речи свидетельствуют о речевом поступке - непосредственный процесс обучения.
К концу начальной ступени обучения и переходного периода учащиеся 4-6 классов:
- полностью усвоили фонетический и лексический материал;
- имеют сформированные грамматические навыки;
- монологическое высказывание (свободное) составляет 8-15 предложений;
- диалогическое высказывание от 5 до 10 реплик по теме;
- чтение — 140 (минимум) до 210 слов в минуту;
- восприятие речи на слух от 15 до 20 предложений, различного типа с последующей записью на родном языке.
2. Вторая (средняя 7-9 классы) ступень обучения - пользование языковым материалом.
Цель:
1) Интенсивная тренировка и практика;
2) Закрепление и стабилизация минимального коммуникативного уровня;
3) Выход учащихся на уровень зрелой речевой компетенции.
Учащиеся 9-ых классов свободно высказываются по предложенной теме, владеют письменной речью, выполняют тесты, сдают экзамены по английскому языку.
3. Третья ступень (старшая 10-11 классы) - реализация зрелой речевой компетенции. Цель:
1) Непрерывное совершенствование в общении, в пользовании устной и письменной речью.
Выводы.Система работы по обучению учащихся различным видом речевой деятельности по технологии полного усвоения сочетает в себе как теоретическую базу интенсивного обучения, созданую Г. А. Китайгородской так и традиционную для средней школы и интенсивную методику. Их объединение повышает эффективность обучения учащихся английскому языку. За последнее время в школе значительное внимание уделяется компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Применение ПК (персонального компьютера) в обучении иностранным языкам определяется его огромными техническими, дидактическими и методическими возможностями. Имеются определённые наработки и достижения в области обучения английскому языку в школе при помощи компьютеров. С этой целью наработав определённый материал по вышеназванной проблеме, я продолжил её разработку, определив послекурсовое задание на курсах учителей английского языка в 2009году по теме «Обучение видам речевой деятельности по теории полного усвоения на основе современных информационных и компьютерных технологий».
Английский язык в компьютерных технологиях:
http://happyschoollife01.blogspot.com/2013/06/blog-post.html
https://sites.google.com/site/happyenglish05/moa-rabota/praktika-anglijskogo-azyka
Комментариев нет:
Отправить комментарий