вторник, 18 апреля 2017 г.

Болезни учителей. Особенности труда учителя школы.
Сызько В.С. 
Уважаемые читатели блога, родители и учителя, в публикации Социализация личности в школьный период;или, как ребенку стать "хорошим"!    http://happyschoollife01.blogspot.com/2017/02/blog-post.html  я поделился опытом моей и работы и школы в целом, по подготовке учащихся к взрослой жизни, попытаться на практике преподавания английского языка показать как ребенок взрослеет, становится личностью, когда усваивает элементы семейной и школьной жизни, как учителя влияют на формирование его жизненных ценностей и приоритетов.
В данной публикации хотелось бы рассмотреть и дать анализ деятельности педагога в школе с учащимися,  и указать как эта деятельность влияет на здоровье учителя.
Не хочу идеализировать педагога, хочу сразу отметить,что учителям присущи разные элементы культуры поведения, исповедуются разные социальные ценности, отношение к своим должностным обязанностям, но что их обязывает сознательно относится к работе- это нормы и задачи современной школы, а также внутри-школьный контроль администрации, личные амбиции и приоритеты.
Особенности труда учителя.
Учитель обучает и воспитывает молодое поколение с целью быстрого и успешного вхождения его в общественную жизнь, готовит ученика к жизни в обществе и делает из него личность. Деятельность учителя является одной из важнейших методов самовыражения человека, которая формирует его имидж и положение, авторитет в коллективе, среди детей и родителей, его личную психологическую самооценку.  
 Следует также отметить,что педагогической деятельностью занимаются люди, которые не всегда имеют склонность и любовь к этому призванию, что отрицательно сказывается на их психическом здоровье. 
Но отличительной особенностью профессии учителя являются  коммуникативные способности учителя, его умение наладить правильное общение с детьми и родителями. Учитель обязан быть внимательным, так как, работая с большим количеством учеников, он должен держать в поле зрения всех детей и реагировать правильно на их учебные и психические потребности. Слабое развитие, а порой и отсутствие этого качества, часто приводит к конфликтам и разбирательствам с родителями, влияет на психическое самочувствие и здоровье сторон конфликта. Порой у педагогов наблюдается, так называемая, профессиональная деформация личности: учителя:  в семье и с окружающими ведут себя как непререкаемые догматичные авторитеты, носители истины в последней инстанции, что тоже не способствует и формированию положительного психологического климата, как в педагогическом,так и детском и родительском коллективах, отрицательно влияет и на самого носителя авторитарного стиля управления. С другой стороны если ранее в СМИ  появлялась информация с жалобами на учителей, то теперь ситуация  меняется– начали говорить и о насилии со стороны учеников. В отдельных случаях примерное поведение, хорошие оценки, дружелюбие становятся не в почете среди школьников. Авторитет среди одноклассников теперь может вырабатывается и за счет унижений педагогов.Все это, тоже очень сильно, влияет на состояние здоровья педагогов.
Профессиональные вредности учителей.
Проблема со здоровьем учителей, особенно в современной школе, очень актуальная тема, потому, что учителя - это лица ответственные за обучение, результативность знаний учащихся, организацию учебного процесса в классе на уроках, подготовку и результативность государственных экзаменов. Успешность обучения зависит не только от самого учителя, но и способностей учащихся учиться, их психологического и природного развития, способностей усваивать непростую современную Программу обучения. Еще преподавательская работа сильно изматывает морально и психологически, так, как приходиться иметь дело с разными учениками, есть те, кому приходится по 10 раз одно и то же объяснять, есть не желающие учиться, есть не подготовленные к учебе и педагогически запущенные дети.
Фронтальная проверка работы пед-коллектива, семестровые контрольные работы администрации, посещение уроков и срезы знаний- все это стрессы для учителя, отрицательное самочувствия преподавателя. Поэтому учителям нужно беречь свое здоровье и помнить, что они входят в группу риска профессиональных болезней, которые можно разделить условно на четыре категории: 
1.Снижение зрения, которое развивается с различными заболеваниями глаз. 
2. Сердечнососудистая патология: ишемическая болезнь сердца, вегетососудистая дистония, варикозное расширение вен конечностей, гипертоническая болезнь и другие.
3.Проблемы желудочно-кишечного тракта: гастриты, хронические холециститы, дискинезия желчевыводящих путей, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки идругие. 4.Дыхательные заболевания: от частых простуд, хронических бронхитов, тонзиллитов, ларингитов и фарингитов. Больше всех страдает горло учителей начальных классов (72,2%). Чтобы научить малолетних детей читать, писать и считать, нужны не только крепкие нервы, но и поистине сильный голос.
Эти заболевания могут быть следствием вредности работы учителя:
1. Физичекие повышенные нагрузки (ненормированный график, общественные нагрузки, работа на несколько ставок); 2. Напряжение зрения (проверка тетрадей); 3. Перегрузки эмоционального характера; 4. Шум; 5. Инфекционная агрессия (микробы и инфекции); 6. Инновации в учебном процессе: например, отрицательное воздействие электромагнитных волн (работа с компьютерами).
Согласно исследованиям, изучением работы педагогов профсоюзами, рабочее время педагога в три раза превышает недельную нагрузку. У многих преподавателей появляются педагогические кризы, гипертонические заболевания, инсульты, инфаркты и прочие острые болезни. По данным статистики в Украине средняя продолжительность жизни женщин - учителей составляет 70 лет, а мужчин около 64-66 лет.
В чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ - вызывается стрессом и психическим перенапряжением.Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая (социальная) и психическая, причем вторая вытекает из первой.
Психические причины: неумение противостоять стрессам; отсутствие навыка управления своими эмоциями; частое превышение своих психических возможностей; неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще; неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Вследствие не материального, а психологического продукта деятельности педагогов часто наблюдаются здоровье разрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние. Возникшая эмоция “раскручивается” несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком, порой перерастает в стрессовое , а то и психическое заболевание. Поэтому учителям следует научиться заменять отрицательную эмоцию на другую, положительную-эмоции здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение.Так вы не дадите развиться в организме болезнетворному процессу. Так вы защитите и сохраните свое физическое и эмоциональное здоровье.
В последнее время в педагогической деятельности появился термин "синдром выгорания".  Часто от учеников и даже родителей можно услышать, что кто-то из преподавателей кричит, необоснованно пристает с замечаниями к своим воспитанникам, а от его коллег — что он конфликтует на работе. При этом достучаться до него и объяснить, что его поведение, мягко говоря, странное, не получается. Это, по мнению специалистов, и есть сигнал, что у специалиста появился синдром выгорания. В таких случаях чувства долго накапливаются, а затем выплескиваются и становятся уже неконтролируемыми. Важна поддержка окружающих.
Важен Личностный профрост- педагогу может также помочь рост профессиональной мотивации: курсы повышения квалификации, учебные поездки, программы по обмену, круглые столы, конференции, которые помогают поднять самооценку педагога как профессионала. В моем случае -это семинары Cambridge English   http://happyschoollife01.blogspot.com/2016/11/cambridge-english-builds-exam.html
http://happyschoollife01.blogspot.com/2017/04/cambridge-english-preliminary-for.html
Полученные знания укрепляют веру в свои силы, мотивируют двигаться дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий